Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Воспитание сознания и психической энергии. Живая Этика о развитии наблюдательности. "Чудовищна людская рассеянность"

Среди задач, связанных с познанием психической энергии и овладением возможностями, обусловленными психической энергией, есть задачи, которые кажутся давно известными. Казалось бы, всем известно, что надо помочь детям "открыть глаза" на Красоту, воспитать внимание, умение сосредотачиваться, вести воспитание сердца, объясняя неполезность грубости и хаотичности во всех их проявлениях. Но одно дело, когда такие качества понимаются как "общие" задачи, и по привычке не уделять внимание тому, что не может быстро принести те результаты, которые можно предъявить (и поэтому такие задачи вовсе игнорируются), и другое дело, когда задачи так называемого "общего развития" осознаются как путь к истинным сокровищам психической энергии, которые сокрыты в каждом сердце.

Именно раннее детство – время, когда сознание наиболее открыто всему подлинному, по-настоящему ценному. Ведь сердце ребёнка ещё хранит впечатление о Мире Света и о тех задачах и трудах, которые дух принял перед воплощением.

Помимо того, что надо, как говорилось в предшествующей статье, не мешать, но помогать ребёнку "припоминать" опыты прошлого, то есть следовать внутренним устремлениям, среди обязанностей воспитателей имеется и бережность к необычным, с точки зрения принятого мировоззрения, проявлениям детей.

Дошкольники могут видеть образы и явления Тонкого Мира, и взрослые не должны убеждать ребёнка в том, что ему "только кажется", что "такого не бывает" и пр. Дети могут видеть Прекрасных Существ, и немало Помощи оказывается таким образом. Задача взрослых укрепить в ребёнке устремление к Свету, простыми словами объяснив Красоту жизни и разнообразие форм жизни, и главное укрепить любовь к Свету, к огненности во всём, если таковая проявляется. Ведь немало детей видят искры, "огоньки", и красота таких проявлений Жизни может укрепить сознание, послужив в будущем основой глубокого миропонимания, живого осознания Единства Миров.

Среди задач, связанных с укреплением психической энергии, имеются и кажущиеся обычными упражнения по укреплению памяти, внимания, логического мышления, подвижности мысли, находчивости. Понимание взрослыми, что эти как будто бы общеизвестные цели развития служат укреплению и гармонии энергии в ребёнке, явит новый уровень качества в таком воспитании и развитии. Ведь, как известно, осознание глубины целей даёт иное качество всем трудам.

Учение Живой Этики среди качеств, которые являются частью воспитания сознания и укрепления энергии, особенно выделяет наблюдательность, обращая внимание на то, что люди именно из-за отсутствия должной наблюдательности "не видят", не замечают даже очевидные проявления необычного.

Незримость, мир Света и Огня гораздо более проявлен в мире физическом, чем принято считать. Но предрассудки ("ничего такого такого быть не может"), которые и гасят в детях чуткость (с одной стороны), а с другой стороны – обычное отсутствие наблюдательности – делают массы людей "незрячими" даже в отношении самых очевидных проявлений Мира Тонкого (искр света, огней, Знаков, сопровождающих пути человеческой жизни, и пр.).

В отношении воспитания детской наблюдательности речь, конечно, не идёт о "тонких явлениях". Нет, именно обычная наблюдательность, воспитываемая в играх и упражнениях, которые дети обычно любят, является основою воспитания сознательного отношения ко всем явлениям жизни, и "обычным", и "необычным".

Именно рассеянность, как следствие не воспитанной наблюдательности, становится причиной предрассудков и невосприимчивости взрослых. Умеющий наблюдать будет более открыт познанию, чем тот, кто, проходя жизнь "в полусне", пребывает в подчинении иллюзий своего нечёткого сознания и внимания, нечуткого к Действительности. Как сказано в Учении Живой Этики:

"Чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки. В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире. Потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних" ("Мир Огненный" I, 69).

Советуется начинать с самых обычных занятий: замечать изменения в расположении предметов, постепенно усложняя задачу, например – заметить на скорости (пробежав через комнату). При внешней "незамысловатости" такие упражнения имеют давнюю "йогическую" традицию. Живая Этика приводит пример Йога, прослывшего шутником, который любил незаметно переставить предметы, наблюдая, заметят ли изменения ученики или присутствующие.

Так, самые, казалось бы, очевидные и давно известные задачи развития приобретают новый, объёмный смысл и значение, когда принята эта "новая координата" – психическая энергия, Единая во всех мирах.

Многие качества, как и наблюдательность, играют огромную роль в развитии сознания, укреплении и утончении психической энергии, что важно для каждого человека – как в настоящем, так и в Будущем (включая будущее пребывание в Мире Тонком): очень многие люди "спят" сознанием и в физическом мире, и в Тонком, потому так медленна Эволюция человечества, и так медленно развивается знание.

"Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накопляется так же медленно, как и сознание… Потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвящённый наблюдательности, будет истинным уроком жизни; и для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и всë же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознание в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я ещё увидел!» В этом «ещё» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звёздочку. Так начнётся истинная наблюдательность" ("Мир Огненный" I, 69).


29 мая 2025 года