В наш "механический" век трудным и снова "непонятным" стало даже то, что в предшествующие века для образованных людей являлось аксиоматичным, бесспорным. В текущем веке "вдруг" сомнения в самых основах охватили огромное множество людей: за простым обобщением – к компьютеру, за решением нравственных проблем – к психологу, за поиском решений – к роботу; для элементарного овладения чтением образованные родители ищут ребёнку "специалистов", спеша отдать дошколят в обучающие и развивающие студии.
Ничего нет плохого в том, что специалисты учат малышей пению, рисованию, основам иностранных языков. Проблема в том, что в поисках лучшего и более перспективного люди перестают доверять самим себе, имеющимся знаниям, интуиции, сердечности, мудрости, совести, наконец. И на этом пути "отлучают" и детей от присущего каждому сердцу чувства света и истинности (правильности) всего того, что называется "путеводной звездой", "голосом истины и красоты" – от источников мудрости и мужества в их собственном сердце.
Именно от недоверия внутреннему в себе – глубине "опыта" жизни, труда, знания сущности действительности, накоплениям знания, – происходит та крайняя, кажется, степень формализации всех проявлений мысли и воли, которая и даёт уже всеми замечаемую бесталанность современной жизни (а также, заметим, и растущее число обделённых воспитывающим вниманием подростков).
При этом ругают и государство, недостаточно воспитывающее своих граждан, и выгодополучателей от "всеохватывающего" маркетинга, основанного в сущности именно на недоверии человека к себе. Настолько всеохватывающего, что даже мыслить человек не решается самостоятельно, – "а вдруг будет неправильно" ("не приведёт к успеху").
При этом, желая лучшего для детей, взрослые спешат пораньше встроить ребёнка в "конвейер" многообразных "обучений" и развивающих технологий, который, как им кажется, "настроен" и "проверен" на конечную результативность, и потому сделает детей способными ("конкурентоспособными").
В большей или меньшей степени, но множества людей убеждены, что именно "технологии" обеспечат и качественное обучение, и развитие. Забывая при этом, что и те, кто призваны все эти желаемые блага разнообразных развитий обеспечивать, тоже находятся в условиях своеобразных "технологических" "конвейеров" и модных трендов, где критерии качества, как нетрудно понять, давно уже поверхностны и тоже ориентированы на те же формалистичные тенденции. Замкнутый круг. "Ну и что", – скажут, – "все это знают".
Если забыть, что все истоки способностей, все те качества и энергии, которые дадут растущему человеку и уверенность в себе, и чувство радости жизни, независимо от всех внешних условий и обстоятельств, находятся как раз в глубине, в той самой глубине, которая игнорируется тем больше, чем больше наращиваются темпы "развивающих технологий", то можно сказать, что "ну, что ж, время диктует условия".
Но нет, вовсе не "время", но та часть человечества, которая является нечуткой к живой Действительности, а также все, кто страшится быть искренними и цельными, следовать чувству истинности в самом себе. Как говорили Античные философы, надо иметь мужество пользоваться собственным умом, мудростью, которая в тебе. Sapere aude (с лат. – «Дерзай знать»).
Теперь самое главное, что должен знать человек, независимо от уровня образования. Психическая энергия в человеке, огонь мудрости и сердечности, который имеется в каждом, хотя и в разной степени, является движущей силой развития и обретения знаний.
Именно эту основу в растущем человеке надо беречь и питать. Вся классическая педагогика (основанная, к слову, на классических же истинах философии), "знает" и утверждает эту главную истину, хотя в разных источниках она звучит и по-разному. Но суть едина: всё то, достойное, что может нарастать и развиваться в человеке, находится в его глубине, "в сердце", и питается его внутренней духовностью.
Энергия этой внутренней духовности и внутренней мудрости и является основой психической энергии, а "опыты" прежних знаний и навыков – способностями. Это то, что Платон называл "припоминанием", находящимся в основе обучения.
Почитаемый советской педагогикой и действительно великий педагог В.А. Сухомлинский показал на примере, как "питание" чувства красоты и присущего сердцу врождённого чувства нравственности и чистоты является могучей силой, которая питает все явные и скрытые дарования ребёнка. Чутко и бережно, без насилия и гонки за успехами, подобно тому, как выращивают ценное растение, обеспечивая "питание" светом и теплом, строится действительно "развивающее" воспитание и обучение.
Малышу надо показать Красоту и целесообразность Жизни, которая "вокруг" и "внутри", сказать о священности Начал этой великой Жизни, указать и на задачи человека – созидательные и светоносные. А также помочь "обнаружить" эти чувства в себе – то, что ведёт и направляет.
В этом ведущем начале человека, в сердце – не только интересы и дарования, но и голос совести, не позволяющий ни при каких обстоятельствах преступать через человечность, а также врождённое чувство Красоты, направляющее волю и мышление. Эти основы должен обеспечить ребёнку каждый, кто причастен к обучению и воспитанию, вообще каждый, кто находится рядом.
Закончим параграфом из Учения Живой Этики о том, что надо обратить внимание прежде всего на сердце. Способность к познанию, потребность в знании складывается в сердце. Игнорируя эту основу, а тем более подавляя формализмом воспитания и обучения, невозможно явить ничего созидательного в будущем.
Конечно, всегда есть некоторое число людей, которых ничто и ни при каких условиях не может сбить с пути, их накопления прошлые велики. Но и такие пути можно осложнить. При этом каждый без исключения человек нуждается в детстве в том, чтобы взрослое поколение обеспечило прежде всего условия бережности к присущим ребёнку и сложенным за многие века существования (в прошлых воплощениях и опытом бытия в Тоном Мире) накоплениям – осознанию Света и направляющего голоса духа (совести) в его собственной глубине.
"Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, – оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешён от познавания. Посредством психической энергии он найдёт возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.
Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребёнка показывают, насколько дух его ищет нечто определённое, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе, именно, такие особенные познаватели будут оценены" ("Аум", 271).
05 марта 2025 года