Существует, и даже "царит" (несмотря на различие философских позиций по этому вопросу) иллюзия, состоящая в том, что созданная несовершенным сознанием человечества "земная реальность" и есть Действительность, единая и единственно возможная. Люди не считают необходимым вдумываться, насколько эта искусственно созданная "действительность" (очень отличающаяся в разные Эпохи) соответствует Истине – выражению в жизни человечества Законов Бытия, и тех условий, которые способствуют развитию в человеке всех высших способностей, потенциально присущих человеческой духовной природе.
В условиях крайне разделённого знания, чем отмечены века узко-материалистичного мировоззрения, даже гуманитарные науки (которые определению, должны бы быть "вмещающими" и реализующими основные истины о человеке) ставят свои задачи, не связывая такие неделимые отрасли, как философия и психология, психология и искусство, философия и образование…
Поэтому, несмотря на наличие великих источников знания о человеке, великих философий и учений о Бытии, задачи образования и воспитания формируются на основе позиций поверхностных, иллюзорных, лишённых глубины знаний о человеке.
Люди используют в речи сократовские формулы, на экзаменационные отметки "сдают" знания о Платоновых идеях о человеке и идеалах воспитания, и при этом ни крохи из этих истин, увы, не применяется в повседневной практике образования и воспитания. А сотни тысяч томов диссертаций ни на йоту не продвигают наш Мир к тому, чтобы сделать хотя бы шаг в том направлении, где находится желанная всеми талантливость, а в некоторых, наиболее духовно развитых людях – и гениальность.
По причине малого знания о человеке и неприменяемости даже аксиоматичных истин, даже сами понятия "талант" и "гениальность" звучат в приложении чаще всего к противоположным им по смыслу явлениям, и новые поколения детей сбиваются со счастливых путей жизни, которые могли бы принести им радость талантливой и осмысленной жизни, полной сознания своего назначения.
Именно "принципиальное" нежелание нашего Мира знать (и применять знания) о человеке и законах развития человека (в неразрывной связи с развитием всей Космической Целостности) является истинной причиной тупиков в развитии образования и кажущейся невозможности явить некие новые основы воспитания.
Это неведение стало причиной и той ограниченности представлений о возможностях человека, о силах и способностях, сокрытых в духовном существе, невостребованных действительностью, построенной на ограниченных представлениях о человеке.
Потому наш мир столь бесталанен. Там, где "зияет" яркая пустота, звучит: "это талантливо", где является нечто мало-мальски осмысленное – "гений". Так бесталанность жизни стала ещё и "убаюкивать" сознания воплощающихся.
"Но почему, – удивится кто-то, – говорится о неких "новых" основах воспитания, если истины воспитания древние, как Мир, и даже "вечны"?
В ряде статей мы говорили о том, что именно "вечные" истины воспитания оказываются невостребованными: задачи развития в человеке "черт" и способностей Человека (истинной человечности – одухотворённой и разумной природы в человеке) давно заменены задачами "приспособления" растущего человека к этой искусственно сотворённой действительности, которая не только мало соответствует подлинной Действительности, но "обустраивается" таким образом, что всё более и более отдаляет человека от Истины.
Не ставим здесь задачу дальнейшего углубления в философские представления о Реальном и "нереальном" (более глубоко говорим о таких вопросах на нашем канале "Психическая энергия, мысль, бессмертие"), но заметим "очевидное": сейчас растёт понимание, что без усилий согласовать задачи образования и воспитания с законами Бытия (а не с "трендами" политики и экономики) не выбраться из той проблемы утраты качества во всём (в том числе в образовании и искусстве), что так очевидно. (И это даже не говоря о том, что образование, воспитание и искусство как таковые должны в первую очередь служить Эволюции человека как духовного и разумного существа, а не "искривлять" эти пути развития в угоду несовершенному (и быстро меняющемуся) социуму.)
Даже если понятие "законы бытия" для кого-то звучит как отвлечённость, всё-таки должно быть понятно, что воспитывать, "питать" в растущем человеке следует прежде всего (прежде тех или иных частных способностей, прежде "внедрения" в ум свода знаний и умения их применять) высшие из его чувств и потребностей – то лучшее и высшее, что он может проявлять, что способен ощущать.
Понятия "духовные потребности" настолько обросло формалистичными описаниями и такими же формалистичными представлениями, как светского, так и религиозного толка, что в непосредственном, живом процессе обучения и воспитания вовсе не осталось места хоть сколько-нибудь реалистичным действиям в этом направлении – самом главном, поскольку, как должно быть понятно всем, искомые блага "реализации" находятся именно в человеческой глубине, в той глубине, которая сейчас, как никогда прежде, не востребована ни жизнью, ни образованием. (Не потому ли, что уходящий мир, в сопротивлении неминуемому Обновлению, пытается продлить "опору" на иллюзии материалистичного мировосприятия и такого же ограниченно-материалистичного воспитания…)
Два из основных законов бытия, одновременно являющихся законами развития высших способностей человека, направляют внимание воспитателей на чувство красоты (и потребность в красоте), проявляющееся в ребёнке как чуткость во всём, включая нравственное чувство, и на потребность в деяниях на Общее Благо. В высшем выражении, в людях талантливой и одухотворённой "природы" эта потребность в трудах на благо человечества достигает потребности в действиях подвигоподобных.
Чувство красоты связывает сознание человека с глубиной его "накоплений" в духе, а также и с теми тончайшими энергиями и ритмами, которыми Космос "щедро" и непрестанно насыщает земное пространство. Уловление этих проявлений тонов Высшей жизни есть основа всех великих идей, всех явлений наиболее великого творчества.
Но воспевая гениальность немногих великих творцов, человечество не только не делает необходимого для того, чтобы талантливость стала нормой человеческой жизни, но наоборот, отлучает молодые поколения от того живого чувства Красоты, которое в каждом чистом сердце является "мостом", связывающим сознание с глубиной духа – со всеми его потенциалами.
Слух человека может улавливать и Музыку Сфер, и тончайшие звуки и тона Миров Высших. Но для этого необходимо воспитание в Красоте. А также воспитание неотъемлемой от чувства Красоты потребности духа человека – служения Общему Благу, Свету.
Можно в разных аспектах рассматривать эти взаимосвязанные высшие потребности, которые проявляются и в сильном героическом действии, и в потребности помогать людям, и в желании сотрудничать, осуществлять совместную деятельность, соответствующую Общему Благу.
Различны формы проявления в сознании потребностей духа. Но именно в осуществлении чувства, выражающего потребность Служения – Благу человечества, потребность в Красоте, – в человеке "выходят на поверхность" скрытые в глубине "ресурсы" талантливой природы.
В детях эти "веяния" из глубины часто проявлены и сильны, надо только не дать им "закрыться" под натиском грубости и энергий своекорыстия.
Бережное взращивание в ребёнке чувства красоты и потребности в "нужных людям" деяниях, питание чувства героизма, просвещение о Бытии и его смыслах – даст поистине "новое человечество".
И, конечно, в отличие от "привычек" уходящей Эпохи, где лицемерие явилось едва ли не жизненной основой, воспитание потребности в Красоте и действиях Общего Блага не должно быть отдельным предметом (ведь это может привести к худшим последствиям, – когда одновременно с этим "воспитанием" вся жизнь ребёнка строится на противоположных основаниях, под лозунгами: "конкурируй со всеми, и всеми силами и средствами стремись добиться лучшего положения – в этом "безнадёжно" удалённом от Света Мире).
Когда образование обернётся к этим истинам – истине о Красоте и Служении общему благу – как основам, на которых строится весь образовательный процесс, тогда расцвет талантливости не заставит себя ждать. Только и представления о таланте тоже придётся изменить, осознав, что ценно только то, что умножает Свет в жизни человечества, что помогает приблизить действительность земную к той Красоте, которая присуща Бытию, но пока "не замечается" человечеством, увлечённым погоней за "тенью" счастливого бытия.
Закончим фрагментом из Учения Живой Этики – о том, что необходимо питать те искры света, которые накоплены в глубине каждого человека, и которые в детстве ещё не покрылись пеленой ложных представлений о жизни, пеленой нечуткости к Красоте и смыслам жизни подлинной.
"Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранить такие соприкасания, из них зарождается и понятие Братства.
Не следует думать, что признание Братства появляется от каких-то догматических нравоучений. Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда" ("Братство", 470).
О том, почему сознание Братства является столь же необходимым для проявления духовной, талантливой природы в человеке, как и чувство высшей Красоты и потребность в действиях Общего Блага, поговорим в дальнейших публикациях.
12 мая 2025 года