Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Живая Этика о развитии детей, о Заботе Великих Учителей о детях

Учение Живой Этики даёт ответы на многие важнейшие вопросы, которые не могут быть поняты и решены в рамках узко-материалистичной системы взглядов на человека. Среди таких вопросов – разного рода необычные проявления детей, а также необычные недомогания. Для продвижения в познании причин необычных явлений, а также для более глубокого понимания условий воспитания и обучения, необходимы знания более высокого порядка, включающие среди прочего основы знаний о системе центров в организме человека, связывающих физическое тело с тонким, и позволяющих проявляться "накоплениям", сложенным человеком в его прежних воплощениях.

Для начала необходимо признание духовной природы человека, психической энергии как основы закономерностей "тонких" энергий, которые и находятся в основании процессов "внутреннего" развития человека.

Говоря обобщённо, можно сказать, что для того, чтобы решение задач воспитания и развития приближалось к истине, необходимо не только учитывать факт духовной природы человека (с пониманием всей глубины понятия "дух" и индивидуализации этого понятия в человеке), но и фактор индивидуально сформированного потенциала психической энергии и столь же индивидуальных возможностей её проявления, во многом обусловленных прежними воплощениями и кармой.

Если причина разнообразия способностей и неповторимости черт характера как-то сопоставляется с идеей о наличии некоего скрытого потенциала, который не может быть передан наследственно (что подтверждается отличием характера и способностей детей от характера и способностей родителей, разницей среди детей от одних и тех же родителей), то проявления некоторых "странностей", когда, например, ребёнок может проявлять некоторые черты взрослого творчества, не понимаются даже теми, кто знаком со знаниями о перевоплощении и "наслышан" о том, что накопления человека обусловлены его трудами "в прошлых жизнях".

Так, одним из подобных неоднозначных вопросов является факт неожиданного проявления в детях неких взрослых форм творчества, или "говорения" необычных речей. Что чаще всего длится недолго и вскоре "исчезает". А иногда взрослые непомерным "вниманием" осложняют развитие такого ребёнка (отсюда масса примеров "ложных надежд" среди так называемых "вундеркиндов").

С точки зрения знаний Учения Живой Этики, "приоткрывающего" человечеству область знания, в которой пока не преуспела наука, ранние и необычные проявления (творчества, например) имеют разные причины, – от, к примеру, неравномерного развития нервных центров, до, увы, некоторых форм одержания, когда маленький ребёнок начинает нечто говорить или слагать "взрослые" стихи, находясь под влиянием чужой воли из Мира Тонкого (при этом надо понимать, что Высокие Сознания так не действуют, в отличие от "обитателей" низших и средних слоёв Астрала).

Главными принципами воспитания являются бережность, мудрость и красота во всём. Необходимо оградить детей от грубости и предлагать возвышенные впечатления, иными словами, растить в Красоте и на благотворных примерах, – и это относится не только к привычно понимаемому воспитанию, но и к задаче охранить растущего человека от вредоносных влияний Астрала, и создать условия для проявления его лучших "накоплений" и способностей.

Воплощённый дух очень постепенно овладевает новым аппаратом проявления – новым, растущим и развивающимся организмом. И от взрослых очень зависит, насколько гармоничным будет этот процесс.

По границам семилетий пролегают "фазы" этого не просто, как говорят, "взросления", но именно "овладевания" новым воплощением. Если в первое семилетие дети ещё могут помнить нечто из прошлых воплощений или из своего недавнего пребывания в Тонком Мире ("непонятно откуда взявшиеся" знания или отголоски впечатлений, или некие "видения" образов Тонкого плана), то к концу второго семилетия "прошлое" окончательно "забывается".

Учение обращает внимание (и люди могут оценивать наблюдения за собой и своими близкими), что именно к этому времени трудности накапливаются в противоречии между смутно ощущаемым потенциалом и новой, неизвестной жизнью. Особенно трудно людям, имеющим немалые духовные накопления и прошлые опыты широкой деятельности.

"…Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет, и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет; смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики" ("Агни-Йога", 539). 

Помимо психологических трудностей, испытываемых взрослеющим человеком, существуют проблемы здоровья, обусловленные именно процессом развития центров.

Речь идёт о том, что нервные центры "включаются" в работу постепенно, группами. Материалистичная наука по-своему описывает этот процесс, объясняя, в каком возрасте, какие навыки лучшее формируются, какие способности проявляются. Гуманистично направленная психология и педагогика в этой связи всегда акцентировала необходимость гармоничности процесса развития, отрицая всякого рода искусственные ускорения в развитии и обучении, "с осторожностью" относясь к ранним проявлениям "странно взрослого творчества" (в ответ на массовый "запрос" на "юных гениев").

Учение говорит нам, что все необходимые центры приходят в активность только к тридцати годам – это в ответ на вопросы о духовном устремлении и возможностях целенаправленного духовного развития человека, желающего "пользоваться", к примеру, созерцательной способностью в постижении Истины, желающему реализовывать "Йогические" устремления. (Кстати, вспомним о том, что и Платон подчёркивал, – занятие философией (философией в Платоновом, высшем смысле) требует от человека зрелости ума, духа, и чистоты души, иными словами, глубокой и бескорыстной мотивации.)

Иногда могут быть разного рода недомогания или проявления нервности, которые объясняются, как говорится в Живой Этике, неравномерностью в развитии центров, когда какие-то из центров опережают остальные центры. Ряд необычных явлений, связанных с психической энергией, как бы "ищущей" проявления, проходят так же внезапно, как и появляются. Другие требуют создания условий: свежего воздуха, правильного выбора занятий и т.п.

Нам приходилось наблюдать, как у ребёнка 12-ти лет проявлялось небольшое шишкоподобное образование в области запястья. Родители утверждали, что всякий раз, когда это происходило, они не успевали дойти до врача, так как образование внезапно и без следа исчезало. И это явление повторялось несколько раз. Думается, это как раз пример проявления одного из периферийных центров, яркий пример напряжения психической энергии. Надо сказать, что ребёнок был очень чутким и сердечным, проявлявшим художественные способности. Примерно к этому же времени относится и доверительно рассказанный ребёнком сон: явились два мудреца, дали в руку жемчужину и велели "беречь". Бережно выслушав, мы посоветовали запомнить это очень важное видение и обращаться к этому воспоминанию всегда.

"Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие подобно взрослым. 

Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребёнка. Между тем по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколько возможностей были бы охранены! Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии… 

Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и оттого происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления. 

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы" ("Агни-Йога", 539). 

Так, необходимо всем взрослым понимать, насколько глубоким и "тонким" является процесс роста и становления сознания человека, тесно связанный с ростом и развитием его организма; и в этом процессе надо отдать ведущую роль именно "внутреннему" человеку. Материалистичные подходы, отрицая это ведущее "внутреннее", ограничивают проявление возможностей человека ненадлежащими подходами к воспитанию, и самим фактом непонимания, что человеческое сознание развёртывается, подобно чудесному цветку "изнутри" наружу. И "воспитание" – слово удивительно точно и тонко выражающее сущность внешнего воздействия – как помощь, как "питание" самым необходимым – красотой, знаниями, мудро организованной жизнью.

Также надо знать, что Мир Высший, Великие Учителя человечества, наблюдают за детьми, оказывая поддержку всюду, где проявляются искры "общего блага", прекрасные мысли и стремления. И Помощь малышам всегда оказывается.

(Думается, что читающие наши статьи могут вспомнить и свои детские необычные воспоминания, и необычных явлений, и "снов"..., так же, как имеются они и у авторов канала).

Прежде, чем завершить этот материал фрагментом Учения о такой Незримой Помощи, нельзя не заметить, что иногда некоторые люди, читающие Учение и знающие о чертах Новой Эпохи, и о том, что пришло время Нового Расового Цикла человечества, являют изрядно дисгармоничную и нелепую активность в вопросе воспитания (имеется в виду тематика "детей нового сознания").

Нельзя не понимать, что вклад человечества в становление этой Новой расы состоит вовсе не в том, чтобы кого-то "выискивать" и как-то особенно воспитывать и развивать, но в том, чтобы наращивать "объём" энергий Культуры в жизни, повышать уровень знаний и очищать психическую энергию. Иными словами, глубже мыслить и улучшать качество во всём. А вот излишнее внимание к теме Будущего подчас очень вредит – и "Будущему", и детям, – особенно детям. Воспитателям следует совершенствовать своё мышление, свой труд и знание, а непосредственную Заботу о "представителях" Новой Расы предоставить Великим Сознаниям.

"Вы должны были обратить внимание на некоторые фразы, звучащие обиходно или даже по-детски. Это очень характерная подробность – так же, как за вами, Мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру. Конечно, не часто дух доходит до развития, и число отпавших велико, но как саду прекрасному радуемся мысли чистой. Потому не удивляйтесь, что Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даём укрепиться отличному цветку духа. Поэтому, наряду с великими космическими открытиями и мировыми событиями, Мы так же бережно растим цветы духа. Так разнообразна работа Нашего Братства" ("Озарение", 129).


20 октября 2025 года