Написано множество книг и научных работ о развитии способностей детей; каждое из искусств имеет детально разработанные методики: от методов развития каждой отдельно взятой способности – до психологических основ талантливости. (Среди ряда концепций этой тематики, самыми прогрессивными видятся те, в которых берутся в основание наиболее целостные, синтетические качества, такие, как общая потребность в прекрасном и в творчестве прекрасного, эстетическая потребность как таковая). О духовности тоже "не забыто" в теоретической сфере искусства, правда "духовность" рассматривается либо в ключе "атеистического" мировоззрения, либо в русле церковного её понимания.
При всём многообразии разработок и практических нахождений всегда существует очевидное противоречие между нарастанием количества и "изощрённости" методик – и реальной степенью роста способностей в искусстве, и главное – потребности в настоящем искусстве, по-настоящему прекрасном, содержательном и одухотворённом. Потребности не только среди воспринимающих искусство, но и среди тех, для кого искусство становится профессиональной сферой. (Проблема "разницы" между деятельностью в искусстве и качеством потребности в искусстве для самих музыкантов "очерчена" достаточно давно, актуальность её отмечалась уже в 20 веке). Чего же так явно недостаёт профессиональному искусству, при общем нарастании разнообразных развивающих и обучающих "технологий"? Обычно, при такой постановке вопроса внимание устремляется к внешним условиям, – мол, и в этом, и в том – всё противодействует достижению высокого качества, "и вообще, жизнь такая".
Однако, как и советует "вечная" мудрость, искать надо, не там, где искать удобно, а там, где скрыты причины всего, и всех "внешних" проблем тоже, – прежде всего в мировоззрении, а точнее, в тех основаниях, которые являются общими для людей разных позиций, разных взглядов на педагогику, искусство, и на ценности человеческой жизни. Оговариваем необходимость искания общих оснований потому, что есть точка зрения, при которой в качестве причины малой эффективности воспитания (а ведь именно воспитание "отвечает" за столь глубинные и синтетичные основы "качественности", как талантливость, в одухотворённом её понимании) называется несогласованность и разница в мировоззрениях и педагогических целях.
Всегда есть ценности, которые объединяют людей при всей разнице их мнений и даже идеалов, как бы эти идеалы ни формулировались. Простая истина, казалось бы, – все желают видеть детей, учеников талантливыми и счастливыми. На этой цели можно объединяться.
При необходимости уделять внимание каждой способности и каждому навыку в искусстве, истина воспитания в том, что талантливость нарастает в условиях "утончённых" энергий: глубокий и качественный "материал" обучения (репертуар), утончённая сфера образности, которая применяется в работе, и качество общения в целом. Вторую же цель – увидеть "счастливыми" – надо понимать буквально, и в текущем времени, чтобы не допускать подавления воли ребёнка, оправдываясь тем, что "зато в будущем…" Общая и вечная основа правильного подхода – минимум запретов, но при этом постоянно показывать лучшее как более привлекательное. Эти две основы видятся главными: принцип "возвышения" условий обучения, одухотворение и углубление смыслов и целей; и естественность, использование тех форм, которые "вызывают" в учениках их лучшие человеческие качества.
О "счастливости". Не следует думать, что можно навязанными путями сделать человека счастливым (когда-нибудь, в будущем, как иногда думают родители, заставляя ребёнка "осуществлять дарование"). Это настоящая проблема в обучении тем искусствам, где основы мастерства требуют очень раннего начала и очень "взрослой" работы над техникой. И проблема почти нерешаемая, если не думать, что главное в работе с детьми – насколько взрослые помогут осознать, чем в действительности ребёнку следует заниматься. Как говорилось в нашей недавней статье, можно продвинуться в качестве воспитания, если расширить взгляд на ребёнка как на человека, имеющего свои особые задачи на "эту", сейчас идущую жизнь. Из чего следует, что взрослым необходимо внимательно смотреть, наблюдать: к чему в действительности "лежит душа" растущего человека, какие качества и способности в нём развиты; именно на них и опираться в развитии способностей и "недостающих" качеств.
Основы дисциплины не являются тем, что "бесспорно" в сознании 6-летнего ученика, и всё же воспитание ответственности и трудолюбия надо начинать рано. При этом ребёнку не должно казаться, что дисциплина – это некое непрестанное выполнение воли взрослых, какая-то "вечная" форма несвободы. Ученику необходимо объяснять суть таких качеств, как ответственность, старательность – на конкретном примере труда, где он видит, как люди связаны между собою, зависят от качества работы друг друга.
"Совместность", сотрудничество есть то, что очевидно и понятно – как понятна необходимость согласовывать свои действия с теми, кто связан с тобою общим трудом. Даже самый младший ученик понимает, что такое "не подводить" тех, с кем связан общим делом. В этом смысле всякого рода коллективное сотворчество (в музыке – ансамблевое музицирование, концертно-просветительская деятельность при активном "организаторском" участии самих учеников) даёт начинающему тот реальный опыт, где ответственность и дисциплина понимаются не как навязанные взрослыми требования, а как естественное условие. (Работа с учителем над исполняемым произведением, над программой – это тоже форма совместного труда, где даже малышу можно объяснить, что достигнутое "вместе" на уроке надо продолжить, не потерять, но приумножить (в помощь – множество образов и метафор, чем возвышеннее, тем лучше).
Ещё одним примером воспитания необходимых в обучении качеств, которые "выявляются" непосредственно, в деятельности, будет высокая идея в общем труде. Чем возвышеннее идея, тем более она "вызовет" к проявлению лучшие из накоплений духовности ребёнка. Ответственность, понимание необходимости качества в работе – это тоже, заметим, качества, слагающие духовность (то, что нетленно в человеке и принадлежит области высших энергий "в душе" каждого человека).
Итак, идея. Как говорилось в одной из наших статей, главной идеей труда в искусстве является Служение. Служение тому, чтобы тонкие энергии Прекрасного (Красота) в большей степени являлись в мире, в восприятиях людей, в ритмах и гармониях, наполняющих Пространство.
Объясняем начинающему ученику, что основа этой "гармонии" звучаний – красота мыслей и образов, порождаемых музыкантом в своём сознании. Общий труд (в музыке это концертная и концертно-просветительская деятельность) является одним из методов возвышения условий творчества.
Идея Красоты и идея Служения – это объективные духовные основания творчества. При условии искренности взрослых, это то "качество среды" (та "энергетика"), в которой проявляются и нарастают все имеющиеся способности детей.
Иными словами, даже маленьким ученикам надо дать возвышенные смыслы, и все задачи и методы "подчинять" Красоте, следуя принципу естественности и цельности. (Красивый звук не может явиться, если нет красивого образа, высокой мысли и т.д.)
Итак, главным, тем, что обычно "ускользает" и недостаток чего часто обесценивает качество наработанных методов, является понимание простой в общем-то истины: развитие способностей опирается на одухотворение сознания в целом, на развитие таких синтетических, духовного "порядка" качеств, как чувство Красоты, искренность, ответственность, сознание сотрудничества и т.д.
"Методики развития способностей" имеют изъян в виде отделённости процесса этого "развития" от главного – одухотворения сознания ученика. Причём, это "одухотворение" не есть некие навязанные идеи, но лишь принцип опоры на имеющиеся в душе каждого человека накопления "глубины" (чувства красоты и чувства "высоты").
Даже самый маленький ученик воодушевляется возвышенными образами. В то время как взрослые, – и родители, и нередко учителя – "инфантилизируют" формы обучения, и материал обучения, формы общения, тем самым огрубляя сознание и мышление детей, что "закрывает" доступ тем высшим и тончайшим накоплениям, которые имеются в глубине каждого сердца.
Одним из наиболее ярких примеров огрубления процесса воспитания является выбор репертуара. Спросите: "Почему не взять возвышенное классическое произведение для концертной программы? – Ответят: "Это же для публики". Так и ученику "невольно" внушается, что прекрасное искусство – не для вех, "не всеми понимается". И эта распространённая ложь не только в целом противостоит очевидной задаче искусства – Просвещать и возвышать восприятия и сознания, но "отравляет" сознание начинающего исполнителя ложными установками. Впрочем, и самому "исполнителю" часто предлагаются самые примитивные образы в качестве основы работы над произведением.
Так, на "пониженных вибрациях" мышления и воображения никакие, даже самые изощрённые методики развития специальных и творческих способностей не дадут желаемого взлёта талантливости.
Необходимо возвышать мышление и воображение детей, а точнее сказать (учитывая "тонкость" процесса воспитания), что надо создавать условия, для этого "возвышения". Подчеркнём, в такой постановке вопроса, нет ничего искусственного, речь не о навязывании, но о том, чтобы "обращаться" к глубокому потенциалу чуткости и искренности, имеющемся в каждом сердце, к способности возвышенного воображения в каждом ученике, а не "вызывать" "опыт" грубости и поверхностности. – Или, иными словами, надо востребовать имеющиеся накопления духовности в ученике, и на них опираться в обучении и воспитании.
К слову сказать, для тех, кто считает, что "классическая музыка неинтересна многим детям и их родителям", скажем, что в нашем опыте работы не было ни одного случая, чтобы начав с "классики", хотя бы кто-то из детей или их родителей в выборе репертуара отказался от пьесы, к примеру, Моцарта, в пользу "более простого" художественного материала. При этом выбор предлагаем, не называя автора: исполняем и предлагаем выбрать ученику произведение "на слух". Даже самые маленькие указывают при этом именно на произведения более высокой ступени в иерархии художественной ценности. Как говорится, что и требовалось доказать.
Закончим выдержкой из Учения Живой Этики, где сказано о том, что именно с раннего детства необходимо дать человеку опору в высоких смыслах, прекрасных идеях и образах, в примерах истинной красоты. Иначе, как он сможет взрастить в себе весь потенциал тонкости и глубины, который имеется в сердце и духе?
"…Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдёт в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес природы… Обычно расточение Агни совершается в буднях и в сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. …Прекрасен закон вечного движения – или эволюция, или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощённому иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, даже вопреки карме наделяющий каждого путника Светом. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить сад огненный. Пусть эти первые цветы будут не велики, пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления. Какое множество прекрасных помыслов зарождаются в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира ещё не покинули мозг и сердце! Также может начаться и расточение, если почва растения оказалась гнилой. При таком бедствии можно много помочь, или, как давно сказано, одолжить Огонь. Это одолжение происходит тоже на самых крошечных действиях. Итак, уже трижды напоминаю о крошках. Из этих искр растут огромные огни" ("Мир Огненный" I, 183).
20 октября 2025 года
