В настоящее время уже многие начали уделять внимание своим внутренним, или "тонким", чувствам". А разнообразные стремления гармонизировать своё сознание и психическую энергию красноречиво свидетельствуют о том, что Эпоха познания Незримости, Эпоха тонких энергий, постепенно входит в свои права.
И хотя люди очень по-разному, в том числе опасно эгоистичным образом, устремляют внимание к "тонким" энергиям, всё же как общее направление познания, тенденция внимания к области психической энергии является знаковой, доказывая истинность Пророчеств о том, человечество неминуемо придёт к познанию Незримости, составляющей, заметим, большую часть Действительности. Ведь даже все "законные" (с точки зрения ограниченной материалистичной науки) сферы гуманитарного знания, изучающие такие "эфемерные" для материализма сферы, как духовность, эстетические восприятия и потребности и т.д., есть не что иное, как область тонких энергий в их "освоенности" человеческим сознанием.
Если задуматься над причиной сегодняшней "вопиющей" проблемы поверхностности в исполнительских видах искусства, в которых прежде, в лучших традициях классики, в качестве "кредо" провозглашалась бережность в отношении авторского замысла (и качество воплощения Авторской идеи исполняемых произведений), то можно понимать, что сегодняшнее "обнищание" смыслами, замена авторской идеи на сомнительные произвольные и поверхностные трактовки есть ничто иное, как утрата чуткости к искусству, что, в свою очередь, является следствием нечуткости к "тонким" Планам Бытия. И это закономерно для Эпохи уходящей, грубый материализм которой, явившись на последней стадии разложения, явил разрушение даже основ искусства.
В искусстве проблема "обнищания" тонкостью и утраты глубины более очевидна, чем где бы то ни было, ведь искусство как таковое есть сфера осуществления тончайших, незримых ритмов и энергий, воплощённых в формах материальных.
Не следует думать, что утвердить некое подобие идеалов или уровень "культуры смыслов", скажем так, возможно возвратом к "традициям" контроля (цензура или худсоветы, и т.п.). И хотя многие хотят, чтобы явились некие способы очищения искусства от грубости (которая стала столь очевидной, что такие "нюансы", как искажение смыслов великих творений и отсутствие "протяжённой", связной мысли в исполнительстве, во всех его формах, уже мало кого смущают), всё же изменения к лучшему произойдут как следствия изменения в сознаниях людей и в результате развития знаний о тонких энергиях, о психической энергии.
Почему говорим одновременно о растущем внимании к тонким энергиям и о разложении в искусстве – как о примере утраты даже имевшихся традиций культуры (хотя прежде и не изучаемых с точки зрения Энергии, в "естественнонаучном" ключе)? – Потому, что лишь рассматриваемые совместно эти две противоположные тенденции помогают понять сущность происходящих перемен в мировоззрении и "рассмотреть" направление будущего развития искусства.
Сферы деятельности как целостные системы малоподвижны, и потому уходящий грубый материализм, с его невежеством относительно внутренней природы человека и внутренних планов бытия, являет все очевидные сегодня ужасы разложения. (Люди лишь делают свой выбор, либо "угождая" всё ещё влиятельным сферам, либо героически устремляясь к Истине.)
Каждый в отдельности человек и тенденции общего внимания к психической энергии "говорят" о стремительных изменениях мироощущения, хотя это новое мироощущение пока ещё не утвердилось в новых идеалах творческой деятельности, в новых критериях, новых подходах.
В помощь тем, кто не страшится "противостоять" тенденциям, являющимся как явное "угождение" условиям "благополучия" и иллюзиям творчества (в то время, когда творчество либо отсутствует, являя лишь лишённые жизненности имитации, либо проявляется в самых тёмных формах, разлагающих в людях чувство красоты и потребность в глубине) имеются знания, которые помогают приобщиться к Красоте и Гармонии Действительности, ощутить ценность "подлинности" в явлениях и искусства, и жизни.
Так, очистить и "обострить" свои внутренние восприятия может помочь и обращение к красоте великих творений, и внутреннее сосредоточение, и устремление к Миру Высшему, и мысли о Космосе, живом и одухотворённом, исполненном Движения, цель которого – Совершенство, совершенство всех форм, и главное – совершенство сознания, совершенство мысли.
Пространство, наполненное энергиями и мыслями, являющееся истинным Источником искусства (ведь именно в сотрудничестве с Мыслью и образами красоты, явленными в сферах тонкого бытия, "в Пространстве" рождаются все значительные произведения и вдохновенные их интерпретации), – есть та жизнь, которая открывается человечеству по мере очищения от грубости.
Как известно, всегда люди обращали внимание на необычные пространственные явления, считая их знаками или предзнаменованиями. Материалистичная наука, отвергнув тонкие планы Действительности, заставила человечество "закрыть" восприятия, присущие человеческой природе, явленные для того, чтобы человек развивался как полноценный сотрудник Природы, Космоса – на всех Планах Действительности, не ограничиваясь "физическим" планом Материи.
Пространство может являть как "созвучие", так и, "предваряя" события, являть "диссонансы"… И гимны, и "стоны", и пение, и стенания… – полнится Пространство и звучащими токами энергий, и звуками людскими, которые улавливает человеческое "тонкое" ухо на расстоянии, и мыслями, которые тоже есть форма звучания, энергии в их тонких, но самых влиятельных формах.
Ведь все физические восприятия базируются на восприятиях психических и психо-духовных, и со временем наука вынуждена будет признать этот внутренний аппарат человека, гораздо более долговечный, чем физический…
Именно тонкими восприятиями человек связан с Бытием… И красота, и гармония земной деятельности, особенно в таких сферах как искусство, творчество, отражает степень чуткости людей к истинной Действительности, в её целостности и глубине.
Под влиянием нарастающей чуткости к Пространству будет уходить из жизни людей грубость. С этой грубостью будет бороться не вернувшаяся "традиционность", не контролирующие инстанции, не религия и идеология.
В Новой Эпохе нарастающее сознание глубины бытия и усиливающееся влияние внутренней чуткости (многообразных "интуиций" и обостряющегося под воздействием Пространства чувства Красоты) будет преобразовывать жизнь и утверждать новые критерии в искусстве. И это не будет возвратом к прежним установкам или прежним формам, но именно новым сознанием, в котором большую роль будет играть и чуткость к Пространству, и осознание жизни в её глубине, где мысль, искания, мотивы и чуткость духа играют более значительную роль, чем все самые совершенные, но поверхностные, ограниченные физическим планом действия и чувства.
Закончим выдержкой из Учения Живой Этики, где ярко и убедительно выражена истина о постоянно звучащем Пространстве, и о том, что пора человеку "открыть" сознание к Действительности, перестав искусственно ограничивать жизнь и себя, Человека.
"…Пространство звучит постоянно. От ноты Природы, от музыки сфер до стонов и рёвов можно улавливать все звучания. Называем их трубными гласами и по ним угадываем напряжение пространственное. Можно видеть, как от глубокой древности люди уже умели обращать внимание на знаки пространства. Не могли они познавать точное значение таких знаков, но могли утверждать, что музыка сфер звучала при токах благоприятных, но стоны означали очень напряжённые токи. Так бывает, человек слышит призыв трубный, но он не может знать, какая причина вызывает его.
Мы постоянно прислушиваемся к звучанию пространства. Опыт и терпение научили Нас различать многие градации звучаний. У Нас имеются некоторые аппараты, которые позволяют улавливать даже очень слабые атмосферные ритмы, но главное познание приходит от яснослышания.
Мыслитель замечал: «Отчего замолкло Небо? Неужели приближается громовая стрела?»" ("Надземное", 396).
01 августа 2025 года
