Крайняя выраженность противоречий, присущая настоящему времени, побуждает употребить понятие "странность", "странности": разве не является странным тот факт, что при видимом умножении количества людей "верующих", или как-то обративших внимание "ввысь", к Миру Высшему, одновременно с этим стремительно "падают" вкусы в искусстве, то и дело демонстрируя "восторги" зрителей от примитивных и откровенно пошлых театральных постановок, от поверхностных трактовок музыкальной классики и тому подобного…
Вряд ли всё дело в неподлинности "пробудившейся" в массах веры (хотя, конечно, стремление к Свету, если оно искренне, отрицает грубость)… Думается, что главная причина "странностей" – многочисленных несоответствий такого рода… – всё же в ином. – В самом обычном невежестве.
Видимо люди, считающие себя верующими и "уповая" на Помощь Высшую, всерьёз надеются, что эта Помощь, и Прощение, и будущее место "в райских кущах" явится без умения эту Высшую Помощь и это "Спасение" как-то принять, воспринять, осуществить…
Как невозможно явиться на усвоении явленного Озарения, если ни ум, ни сердце "не научены" воспринимать столь чистые явления, как нельзя усвоить сразу прежде неведомую пищу и т.п., так нельзя, не прилагая соответствующего труда, воспринять и "неведомые" прежде энергии и ритмы. Высшее, Прекрасное, Одухотворённое и Сияющее, всё то, с чем связаны более или менее одухотворённые представления о Мире Света, не может быть воспринято сознанием и сердцем, в жизни "не упражнявшимся" в восприятии всего тонкого и возвышенного – Светоносного.
Людям, думающим на эти темы, кажется невозможным сочетание грубости вкусов с чуткостью веры, однако множество людей либо не думают, либо всерьёз полагают, что молитва в храме заменяет все те "утончения", которые "предписывает" человеку Культура.
Если кто-то так думает, то это большая ошибка, поскольку всё в Мирах земном и Надземном подчинено закономерностям. И даже так называемые "чудеса" – не что иное, как проявление законов тонких энергий (несмотря на то, что эти законы пока мало известны человечеству).
Как гласит народная поговорка: "не посеянное – не родится"… В данном случае "посеянными" и "выращенными" должны быть способности воспринимать явления Света, откликаться на высокие "веяния" из Мира Духовного.
Если человек в земной своей жизни не умеет слышать "доносящиеся" звучания из Миров Высших, и если среди земного грохота и гула сердце не востребует тонкости и Красоты, то куда же направится такой дух, освободившись от земной материи? Что увидят "не открытые" к Красоте очи? Как сможет подняться ввысь к Светоносным Сферам утяжелённый грубостью накопленных энергий дух?
Кто-нибудь заметит, что детям уж точно не надо думать о том, что будет когда-то "потом", по окончании воплощения… Хотя речь сейчас не об этом, но всё же скажем, что настоящие педагоги так не думали, даже во времена "агрессивной" идеологии атеизма, истинные воспитатели (снова вспомним педагогику Сухомлинского) утверждали, что для оптимизма и избавления от страхов с детьми следует говорить о Бытии. А психология "нового" времени уже "согласилась" с истиной о том, что именно в детстве человек нуждается в широком понимании Действительности. Так, современная психология одарённости утверждает, что чем боле талантлив ребёнок, тем раньше в нём пробуждается потребность понимании смысла жизни, и знание ответов на такие вопросы, как этот – "что потом?"
Но это к слову, главное же в том, что независимо от того, говорить или не говорить о Будущем с детьми, каждый взрослый должен понимать, что развитие человека – это развитие "вдаль". Развитие не может быть ограничено целями обозримого (и чаще всего ложно представляемого) будущего).
Подлинность и развития, и воспитания, и обучения проверяется именно на пригодности его результатов не только к ближайшему будущему, но и к "необозримому" будущему – к тому, что в итоге обретёт и как подготовится к следующим этапам бытия этот "дух, пребывающий в веках" – Человек.
Вот поэтому и говорим, вторя всей многовековой мудрости всех народов и эпох: Культура, это необходимое "вечное", действительно необходимо человеку для его "персональной" Вечности, для Будущего, для того, чтобы во всех Мирах человек был способен воспринимать Свет Миров Высших.
Музыка, театр, литература, искусство – всё в сущности этих искусств призвано "утончать" человека, чтобы существо его было восприимчиво к Свету Бытия истинного, чтобы несчастных людей на земле и мятущихся в хаосе развоплощённых духов в Незримости было как можно меньше. Потому так высока миссия Культуры. Потому так превознесена мудрыми Красота.
Без необходимых "утончений" человек "слеп" и "глух" в Мире Света, не способен ни устремиться сам, ни воспринять Помощь Сил Света. Причём, не только там, в Незримом мире, но и здесь: сколько Вдохновений, сколько Мыслей, помогающих сделать верный выбор, или наоборот, удерживающих от несчастий, "скользят" по умам и сердцам, невосприимчивым из-за привычки к грубым вибрациям и ритмам. А тонкие и высшие Касания их никто не учил воспринимать, они и не знали, что надо "вслушиваться", устремляя дух и мысль ввысь – к Красоте Сфер Высших…
Ответственны за это массовое невежество все, включая "самоустранённость" от Служения Красоте людей искусства, от необходимости Просвещения о высших энергиях – людей науки, и даже учителей (несмотря на их сложнейший и "неблагодарный" сейчас труд), "в запарке" позволяющих себе "забыть", что набор умений и навыков и самая мощная эрудиция не заменит необходимого утончения – "утончения человеческой природы", как сказано в Учении Новой Эпохи, в Живой Этике.
Красота должна стать тем "солнцем", лучи которого освещают каждое дело, каждую задачу, каждый день жизни и труда… Тогда и в настоящем, и в Будущем гармонии станет больше. А с нею – и здоровья, и счастья, и талантливости…
Закончим словами Мудрости Великих:
"…многие не могут воспринять красоту Тонкого Мира. Если люди могут с трудом понимать явление красоты и только в грубых сочетаниях, то среди тончайших гармоний они окажутся как в тумане. Разве многие радуются чудесным красотам света? Разве музыка сфер не покажется монотонной для уха, разодранного земными какофониями? Люди поймут гармонию высших сфер, если они, хотя бы до известной степени, приняли лучшие земные сочетания.
Усвоили люди от древних веков, что явление Тонкого Мира мрачно, туманно и хладно. Но такое представление может относиться лишь к низшим слоям или к тем, кто перешёл и слепым, и глухим. Потому Мы так настаиваем на утончении человеческой природы. Только победив хаос в земной оболочке, можно воспринять красоту Тонкого Мира.
…среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть её в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют открыть восприятие красоты.
Мыслитель говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнёт обратиться к Высотам Божественным» ("Надземное", 426).
18 марта 2025 года