В письмах Е.И. Рерих, в которых говорится о Лиге Культуры, акцентирована проблема разложения основ духа, утраты идеалов, чувства красоты и проблема "обезличенности"… Огрубение в отношении к жизни за прошедшие с тех пор годы сегодня стало столь очевидным, широко охватив весь мир, что можно сказать, никогда более, чем сейчас эта проблема не была столь "зримой" – для всех людей, а не только для истинной интеллигенции.
Осознавая масштаб разложения, можно понимать, что сейчас – именно то время, о котором говорилось во многих пророчествах, – что когда человечество погрузится во мрак, то наступит момент пробуждения духа, множества востребуют и устремятся к высшим основам жизни.
Может быть, ещё не предел этого "падения", и та "точка" подъёма ещё не столь близка, но уже очевидна особенность настоящего времени, как бы "кульминирующая" эту утрату идеалов: грубость, в прежние века менее свойственная образованным людям, сегодня стала привычной и даже "модной", обретя некое принципиальное, концептуальное обоснование. Даже не говорим о примерах откровенной и многочисленной пошлости в искусстве, но лишь о том, какая редкость – сама постановка задачи: выразить Идею, воплотить нечто возвышенное. Даже в искусстве, где эта задача – смысл труда и назначение всех "служителей Муз". Истинная редкость – не только возвышенная, но даже чистая мысль. Так и смысл понятия "реализм" искажён "в пользу" затемнённого мироощущения и столь же тёмного представления о человеке (как у персонажа пьесы М. Горького "На дне": "ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…").
Лига Культуры, по замыслу Великих, организация, которая должна явить Защиту всем светлым идеалам и ценностям, а также просвещать людей, особенно молодые поколения. В приведённом ниже фрагменте из письма Е.И. Рерих сказано, что во время "падения" духа, на смене Эпох, люди бросились искать выход из очевидно тупикового состояния многих проблем, "нажитых" "механической" цивилизацией в механических же решениях.
Механические решения – это попытки выйти из тупиков развития, не меняя мышления, не меняя мировосприятия, не ставя задачи более широкого и глубокого понимания Действительности – истинной Реальности, в которой физический Мир неразрывно связан с Незримостью, и в этой бесконечной "высокой" Незримости должен "почерпать" силы и мысли, прекрасные энергии и созидательные идеи.
Сегодня это тупиковое направление – механические решения – достигло значительно большей изощрённости (что выразилось среди прочего и в увлечении механическим интеллектом). Но "изощрённость" "механичности" не даст ожидаемых результатов, поскольку ещё больше утверждает направление в противоположную сторону от человека. Поэтому не сделает человечество ни счастливее, ни талантливее, ни здоровее. Лишь даст уродливые явления в виде попыток заменить изощрённостью "игрушек" внутренние силы человека и мысль, которая, как известно, питается "изнутри", из источников духа, и нарастает энергией Красоты – любви к Красоте.
"Мысль" и "Энергия" для современного "технократа" звучат, конечно "плоско", для него и мысль, и энергия ограничены "плоскостью". Именно это представление о "плоском" уме позволяет распространяться глупости о якобы в большей степени, чем в человеке, изощрённом интеллекте компьютера.
Мысль, открывающая высоты Истины, и в образах Красоты приближающая человека к Гармони Космоса, явилась "плоской" в условиях, когда культура приравнена к досугу, развлечению, а образование – к внешней изощрённости знаний и умений.
Сегодня все "образования" подлинной культуры, независимо от того, соотносятся ли они с официальными структурами Лиги Культуры, внутренне объединены одной задачей – задачей просвещения о Человеке, о мысли – которая может, вместо того, чтобы бесконечно "извиваться" на "земной поверхности", лететь к высотам духа, подниматься к вершинам Красоты, о воле, которая может создать прекрасный мир, хотя бы вокруг себя – вместо того, чтобы бежать по "колее", сложенной "роботами" для "роботов"…
Какими бы разными ни были люди в своих убеждениях, все хотят лучшего, гармоничного и более человечного мира. Но такой мир, Новый Мир, не может быть построен ранее, чем человек осознает себя "внутреннего", способного одухотворённо чувствовать, глубоко мыслить, устремляться в духе. Необходимо изменить акценты внимания, чтобы от "роботов" обернуться к Человеку.
Знания о духе, об энергиях мысли, о драгоценной сердечной энергии, и других тончайших энергиях, незримых, но могущественных, особенно необходимы, когда механические "игрушки" так ярки, так "бойки", что уже многим начинает казаться, что с их помощью можно не только растить и обучать человека, но и заменить человека.
"Мысль о Лиге Культуры более нежели своевременна, ибо, с одной стороны, можно почти повсеместно наблюдать чудовищные, мертвящие проявления самости, с другой же – не менее страшные и губительные проявления грубейшего материализма, отрицания животворного огня духа, при насаждении полного обезличивания и уравнения по ничтожеству. Лига Культуры, выдвигая задачи строительные, просветительные в оправе духовности, даст новое понимание подрастающему поколению, утратившему в большинстве стран почти всякое уважение к истинному просвещению, к истинным ценностям духа человеческого. Итак, пусть Лига Культуры будет состоять хотя бы из малочисленных групп, всё придёт со временем, если члены её проникнутся сознанием огромной важности ими творимого. Время грозное, время беспощадное, и сознательный элемент каждой страны должен всею силою духа противостать разрушению. Все, несомненно, ждут какой-то перемены, какого-то выхода из создавшегося тупика, но, как всегда, главная масса бросается в сторону механического разрешения проблем жизни, забывая, что истинная перемена может наступить лишь при расширении сознания, в принятии духовного начала как главенствующего в жизни. Как сказано: «Решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами…»" (Е.И. Рерих. Письмо от 27.01.1933 г. )
18 марта 2025 года