Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Пути избавления от грубости. Живая Этика о гимнах природы

О том, что искусство призвано улучшать жизнь, говорится в наше время с некоторой долей иронии, или, чаще всего, как об одном из "идеальных" представлений (что для многих означает "неприложимых" в жизни практической). И только изучение психической энергии, в самом практическом, в самом "очевидном" смысле (например, сравнение аур слушателей, зала, при прослушивании разных произведений, или после просмотра спектаклей, или после любого собрания, и т.д.) вернёт искусству, а также творчеству и образованию, жизненность и ту роль, которую эти основы культуры играли в Эпохи расцвета…

Так, всем известно, что прекрасное искусство меняет состояние сознания и энергии человека. И есть немало "признаков" таких положительных изменений. К примеру, люди могут не только испытывать то, что именуется вдохновением (то есть привлечением тончайших энергий из более высоких сфер к Плану "физической" жизни), или ощущать улучшение самочувствия, но и замечать ряд "тонких" явлений, среди которых, например, искры света разных цветов, или же "тонкие" звучания.

Люди боятся всего необычного, поскольку в существующем мировоззрении нет места Красоте тонкой, хотя она доступна каждому чуткому сердцу. Но если сказать людям, что чувствовать и слышать Прекрасное – это нормально для человека, то многие тонкие, прекрасные явления станут вытеснять грубость.

Именно страх материалистичного сознания перед красотой Незримости стал причиной того безудержного разгула грубости, которая уже стала опасным явлением, вступающим в противостояние с Гармонией Природных процессов, ведь сила психической энергии человека – велика, и может явиться как созидательной, так и разрушительной.

В Учении Живой Этики обращается внимание на факт чуткости, присущей человеку, а также на то, что возвышенное мышление может своими токами вызывать "реакции" Природы. Так люди, обладающие чистой энергией, люди сердечные, могут ощущать Гармонии Природы, именно слышать особого рода звучания, синтез звучаний. Думается, что многим приходилось слышать такие звучания, они подобны как будто бы дальним звучаниям стройных многоголосных "хоров"…

В Учении о таких "звучаниях" сказано следующее:

"Урусвати слышала гимны природы, – так называем созвучия, возникающие при одолении тьмы. Они почти то же, что и музыка сфер, но более принадлежат Земле, нежели высшим пространствам. Люди отбрасывают каждый намёк на высшую гармонию. Если она, всё же, зазвучит, люди скорее признают, что у них звенит в ушах.

Многие, которые считают себя оккультистами, закрываются наглухо от естественных восприятий. Множество книг вводит их в заблуждение, предписывая какие-то формулы, когда-то составленные для иных целей. Мы часто предпочитаем встречать людей новых, не загромождённых неприложимыми формулами. Так обычно музыку сфер или гимны природы слышат те, кто имеет сердце, напряжённое любовью. Кто требует формул о сердце, о любви, о сострадании, тот не откроет ухо для высших гармоний…" ("Надземное", 80).

Прислушиваться к звукам природы следует не только для того, чтобы расслышать нечто "тонкое", но и просто для того, чтобы среди звучаний шелеста листвы или журчания ручья, или звуков прибоя очистить восприятия и мысли. Многие пользуются таким методом пополнения и гармонизирования своей психической энергии.

Немаловажно в обучении музыке обращать внимание учеников на естественные звучания. Так, то, к чему, к сожалению, часто привыкают как к несовершенству начинающих (например, примитивный, "плоский" звук начинающих скрипачей) вовсе не является "сопутствующей" закономерностью, но лишь недостатком воспитания внимания.

Конечно, основою гармоничных навыков будет верная основа их формирования (отсутствие напряжений даст и свободное, объёмное звучание). Но другим не менее важным условием, чем эта физическая основа, будет воспитание внимания и "установка" с самого первого урока на звук "живой", "тёплый" и объёмный (а не плоский и "туповатый").

Каким бы простым ни был репертуар начинающего, звук его инструмента не должен вызывать страданий у тех, кто слышит его выступление, или даже занятия. Для этого и необходимо чаще давать возможность слуху ребёнка сопоставлять "тонкое" и грубое, "тёплое" (сердечное) и "холодное" (жёсткое, безжизненное), объёмное и "плоское".

Одним из методов, помимо иллюстраций и занятий в классе, может быть исполнение среди природы (на открытом воздухе, подальше от шума). Качество звука будет "скорректировано", когда звук инструмента явится в "сопровождении" естественных звучаний природы… Путь к утончению не так труден, как может казаться, если руководствоваться чувством Красоты постоянно и во всём.


02 июля 2025 года