Музыка рождается из тех гармоний и ритмов, которыми полнится Пространство, и которые человеческое сердце способно улавливать, претворяя эту Музыку Бытия в музыку инструментов, в "музыку" слова, цвета – не только во всех видах творчества, но в каждом звучании речи, в каждой интонации слова; во всём человек проявляет свою "связь" с теми или иными ритмами Единой жизни…
Нет преувеличения в утверждении, что всё человеческое творчество является "воплощением" того, что существует незримо и неслышимо. Когда человечество вполне осознает, что всё, что можно вообразить, сотворить, создать, в той или иной мере и форме существует, являясь частью Действительности, её энергиями, тогда наш Мир, наконец, устремится к выражению Красоты и Истины – в творчестве и созидании, в мысли и поступках, во всём стараясь "воплотить" более высокие уровни этой Великой, беспредельной Действительности. Ибо кто же сможет пребывать в грубости и хаотичности, осознавая, что и своим творчеством, и всеми выявлениями "свидетельствует" всему Миру о том, с какими "слоями" жизни он "сотрудничает", являя Миру хаос вместо гармонии, безобразие грубости вместо красоты мысли и формы, бессмысленное копирование чуждых сердцу форм вместо живого огня мысли…
"Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, также как и музыка сфер присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного…" ("Мир Огненный" II, 283).
В настоящее время люди массово устремились к осознанию сокровищ психической энергии. И пусть цели у многих пока ещё меркантильные, всё же этот процесс осознания и устремления к сокровищам "огненности" уже не остановить: как и предсказывалось, время познания Незримости настало.
И самое "очевидное" проявление этой великой Незримости (составляющей неизмеримо большую "часть" Действительности, чем те крохи восприятий и знаний, которые имеются у человечества) дано человеку в непосредственном чувствовании Красоты и непосредственном, живом переживании Красоты, также в собственном стремлении выразить Красоту.
Именно в чувстве Красоты все высшие и ценные энергии, всё целительное и спасительное, всё вдохновляющее и устремляющее, – высшая действительность являет себя человеку.
И разве не является главной задачей человека – проявить в своей жизни, в своих чувствованиях и мыслях как можно более чистые и высокие энергии Бытия, тонкие ритмы и прекрасные гармонии, всё, что является той Великой Жизнью, Беспредельностью, Космосом, что воспето поэтами, к чему "зовут" все великие Учения, что учит осмысливать истинная Мудрость и что человечество пока, увы, так мало прилагает усилий проявить – даже в тех деятельностях, которые специально, целенаправленно созданы для этой цели, в искусстве, созданном специально для того, чтобы сознание человечества могло приближаться ко всё большему и большему соответствию с Действительностью, с Бытием в высоком смысле этих понятий, "стирая" грани между земным и "Небесным", между Землёю и Космосом.
Сколько слов сказано о Красоте сокрытой, которую искусство призвано воплощать, а каждый человек – претворять в своей жизни; сколько великих творений несут веками эту Весть и этот призыв к человечеству: устремляться, растить "крылья" и пользоваться всеми огнями, накопленными в своём духе.
Но люди, зная о сокровищах огненности, "ищут" всегда "где-то рядом", или даже в противоположном направлении, постоянно "упуская" в этом "трюизме" о Красоте главное – искание, самостоятельное, сердечное устремлённое восприятие и самостоятельную мысль – в музыке или в ином творчестве, в познании; мысль стремящуюся к "созвучию" с Красотой.
...Звучит в исполнении молодой виолончелистки известное классическое произведение. Исполняется виртуозно – виртуозно и в техническом, и в выразительном аспектах. Вот только в этом потоке блестящих скоростей и утончённой "выразительности" нет… ни "искорки" сознания самой исполнительницы. Скопировано всё – от звукоизвлечения до стиля интонирования, где каждая интонация – всего лишь копия. Каждое прикосновение к струне и даже "выразительное" снятие рук с инструмента – всё – чья-то копия.
Очевидно, что не было того непосредственного, живого чувства ребёнка, собственного восприятия музыки и собственной мысли в музыке, которые должны были бы формировать технику, связи между вибрациями сознания и "касаниями" к струне, чтобы звук, штрихи, интонирование – все средства выразительности – были живыми, а не механическим "слепком"…
Таких молодых "виртуозов" сейчас очень много, и это настоящее преступление тех, кто в угоду моде, увлекаясь страстью к псевдоуспешности, и втягивая детей в погоню за "пирровыми победами", отлучают сердца имеющих способности детей от Жизни, и вместо обучения искусству понимать и воплощать мысль и жизнь, учат "искусству" копировать, "с блеском" являя безжизненность и безмыслие там, где всё должно "дышать", "пульсировать" живыми ритмами мысли и чувства, живым огнём человеческой энергии, связующей в процессе творческих исканий мир земной с Миром Красоты высшей…
Неужели ещё очень далеко то время, когда множества людей осознают, что каждое проявление человека ценно исканием мысли и красоты, тем более, если это целенаправленная творческая деятельность.
"Хорошо делаете, различая особенности выражений. Именно, в этом заключается музыка духа. Не случайны все оттенки речи! Сколько психического пламени пробегает по нервам, окрашивая речь!" ("Сердце", 126).
…Искомые сокровища психической энергии человек может черпать всюду: восхищаясь природой или искусством, погружаясь в знание или вознося молитвы, созерцая звёздное небо или работая за станком, радуясь ритму труда – во всём явлена Жизнь и Огонь, если в человеке найдётся достаточно самозабвенности…
Но искусство особенно ценно мыслью и искренним, самостоятельным устремлением выразить красоту. Где нет мысли, где не явлено стремление, там искусство не выполняет своего назначения, предаёт его, предавая и людей...
Каждому учащемуся в искусстве и каждому слушателю надо объяснить эти простые и важные смыслы и ценности, без которых не только ценности искусства, но и смысл жизни не может быть найден и реализован, а явленные в детстве огни искренности быстро потухают под тёмным давлением обывательски понимаемых путей к успехам.
"Не только песнь и ритм музыки, но даже каждая машина создаёт вибрацию, касающуюся огненных энергий. Также каждое нагнетение, вернее, потрясение будет проводником тех же выявлений Агни. Потому нужно приучаться из каждого напряжения выделять и осознать искру. Не следует, по примеру сумеречных людей, избегать напряжения. Нужно каждую огненную вибрацию приветствовать как очистительное начало. Спокойная жизнь, как её понимают обыватели, не что иное, как огнетушение. У них даже изобретены целые системы огнетушения от малых лет" ("Мир Огненный" I, 201).
12 мая 2025 года