Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Живое и безжизненное в искусстве. Условие возрождения творчества

При всей относительности представлений о прекрасном, подверженных влияниям времени, мировоззрения, состояния образованности и культуры в обществе, высший идеал Красоты, или, точнее, Идея Красоты является неизменной.

Идеал Красоты как вечное стремление человеческого сознания выразить гармонии, ритмы, мысли Мира Высшего является сущностью искусства. И только это стремление даёт смысл искусству и утверждает закон многообразия форм и предпочтений в искусстве и творчестве.

Но как только это многообразие начинает утверждать своё право на бытие вне всякого стремления выразить нечто, принадлежащее к Высшим планам действительности и высшему в человеческой природе, искусство не только начинает являть разложение достигнутого качества и отсутствие новых достижений, но начинает вызывать сомнение в самом своём назначении и смысле.

Не то ли происходит сегодня, когда множество людей с сомнением относится не только к идее Красоты как сущности искусства и смыслу всякого творчества, но и с презрением к искусству как таковому? Всё больше привыкая к беспредметности и безвкусию множества творческих явлений, которые нередко своей формальной принадлежностью к искусству демонстрируют лишь насмешку над правом человека требовать от искусства того, чем оно должно являться.

Но среди хаоса и разноголосицы мнений, подобно солнечному свету, который не исчезает, даже когда небо плотно закрыто тучами, истины, явившиеся на заре времён Основаниями этой формы деятельности – искусства – всё так же сияют над миром. И только воля и выбор человека может либо отвратить внимание от этих сияющих истин, либо устремиться, даже если кажется, что свет всех лучших идеалов померк…

Истины, которые после каждого "падения" становятся крыльями, возносящими человеческое творчество на новые высоты, знаменуя новое "Возрождение", действительно вечны. Красота как основа Бытия и проявление его Высших Начал и Высших явлений жизни и мысли – одна из таких истин. И ничто не мешает каждому человеку устремлять мысль и дух ввысь, понимая, что Идеал Красоты не есть нечто неподвижное, но проявление того внутренне присущего жизни Движения, Огня, который в основе непрестанно сменяющихся форм, ритмов, вибраций.

Отвращение от Идеи Красоты есть проявление обычной туповатой неподвижности, которая лишь рядится в "одежды" искателя новизны и обновления, а на самом деле является именно застоем. Ибо Движение, обновляющее и вечно открывающее возможность нового – не "у подножия", но в высотах.

Человек самим строением своего тела устремлён вверх. "Искание новизны" "у подножия" логично приводит к "нахождению" разложившихся остатков некогда жизнеспособных форм. (Взгляните на те грубости, которые кто-то сегодня назовёт "новаторством", и вы увидите именно разложившиеся остатки перемешанных осколков некогда оформленных мыслей, от которых остались лишь извращённые тени. Таков низший План Тонкого Мира, являющий разложившиеся остатки форм, которые покинула энергия жизни – огонь.)

Формы в искусстве отражают мышление людей, и в каком-то смысле подобны людям: живое – исполнено огня, устремлённости, игры света мысли, "мёртвое" вызывает отторжение отсутствием движения огня и мысли.

В действительности не только искусство, но вся жизнь на Земле должна быть разнообразнее, и лишь неподвижность и отсутствие устремлённости создало ту ограниченность, которая многим представляется чем-то едва ли не единственно возможным: "так устроено", "так заведено", "таковы традиции" и т.п.

Неумение явить подвижность мысли, недостаток огня в мысли и духе побуждает людей реализовывать ставшее безжизненным желание новизны в разложении имеющихся форм. (Ведь для создания действительно новых форм нужен мощный огонь, "рождающийся" из накопленного опыта устремления – к Красоте, к Высшей Красоте, Красоте Невыразимой…)

Пространство исполнено многообразия ритмов, звучаний, гармоний. Человек может выражать эти ритмы и идеи – в мысли, в слове, в действии, в формах разных видов искусства и в разнообразии познавательных стремлений. Это всё – Жизнь, бесчисленная в своих творящих огнях… Лишь человек "замер" в неподвижности, иногда чего-то ожидая, иногда уповая и моля, но при этом не проявляя силы, заключённые в собственном духе. Основа этих сил – устремление к Прекрасному, как бы оно ни выражалось. В этом высшем стремлении рождаются новые формы искусства, новые отрасли знания, находятся новые формы сотрудничества людей и общения людей с Миром Красоты…

Закончим словами Учения Живой Этики о ритмах и вибрациях высших, реализовывать которые призван человек, каждый человек.

"…Мировые задания – как огни радости, и тогда совершается творческая задача. …Мировые задачи утверждаются напряжением космических огней, и радость пространственных достижений звучит как музыка сфер.

…Не понимают люди мировых задач. Мироздание является в сознании человеческом ступенью низшей соизмеримости. Да, да, да! Много новых форм!" ("Беспредельность" I, 89).

"Урусвати слышала гимны природы, – так называем созвучия, возникающие при одолении тьмы. Они почти то же, что и музыка сфер, но более принадлежат Земле, нежели высшим пространствам. Люди отбрасывают каждый намёк на высшую гармонию. Если она, всё же, зазвучит, люди скорее признают, что у них звенит в ушах.

…Так обычно музыку сфер или гимны природы слышат те, кто имеет сердце, напряжённое любовью. Кто требует формул о сердце, о любви, о сострадании, тот не откроет ухо для высших гармоний" ("Надземное", 80).


11 апреля 2025 года