Если задуматься, что именно из наиболее важного сейчас является более доступным в реализации, станет очевидно, что среди таких задач будет прежде всего задача "утончения" качества во всём, или, если говорить в энергетическом ключе, "повышение вибраций". В предшествующей статье мы говорили о том, что именно "атмосфера" действия, "аура" действия (слова, мысли) может указать этот "ускользающий" критерий, необходимое "измерение" в вопросах качества – качество психической энергии. Именно этот аспект внимания восстановит гармонию между внешним, формальным критерием качества – и внутренним, "незримым", но несомненно важным. А сейчас, когда не только поверхностность, но грубость стала уже чем-то привычным, именно этот "незримый", но вполне ощутимый критерий – качество энергии (светоносность, сердечность, степень одухотворённости) – должен стать главным.
О качестве так привыкли говорить, пользуясь критерием "безликой" результативности, что виртуозность (во всём) утратила и этическое, и эстетическое "измерение". Виртуозно обхитрил – мастерство. На сцене виртуозно "изобразили" пошлость – скажут: "зато талантливо", "необычно", "реалистично", "символично" и т.п. О реализме поговорим в отдельной статье (понятие "реализм" происходит от слова "Реальность" во всей глубине этого понятия). Сейчас остановимся на том, как выбираться из этого состояния огрубения – в самом подходе к качеству и представлению о результативности и "достижениях".
К концу 20-го века в образовании общем и профессиональном, на всех его уровнях, активно заговорили о необходимости более широкого и, главное, более "человечного" критерия в качестве: об ответственности знания и умений. В научном знании этот вопрос "громко" зазвучал в начале 21-го века, когда стало очевидно, что области "достижений" очень быстро расширяются в сферах, где могут легко явиться антагонистичными человечности.
Сейчас уже каждый понимает, что предел грубости, "допускаемой" и не влияющей на критерий результативности, по причинам, о которых надо отдельно говорить (в контексте эволюционной Смены Циклов), достиг таких размеров, что самый "толерантный" наблюдатель должен увидеть, что трюизм о разных вкусах и относительности суждений пора заменить иными формулами, включающими понятия "Светлое" и "тёмное".
Потому надо, начиная с самого раннего обучения, во всём ставить задачу возвышения мысли, очищения воображения, воспитания чистой мотивации. Если учителя скажут, что "огрубели" и ученики, и родители их, то можно заметить, что, конечно, не все. И с этими "не всеми" и надо строить общую деятельность, воодушевив этим общим делом – делом просвещения, одухотворения и очищения всего "поля" общей деятельности и творчества.
Несмотря на полезность любой культурно направленной активности, "клубные" действия всё же давно ушли в прошлое. Необходимо вносить новые мысли и новые критерии именно в непосредственном труде, в процесс повседневного труда и творчества.
Пусть эти цели "просветления" жизни и процесса обучения выразятся в "акценте" внимания на уроках, в подаче каждого предмета и каждой новой "темы", в тематических концертах, в художественных постановках. Пусть тематика педагогических конференций сменит акценты с многочисленных "развитий" …даже уже не на "воспитание", методик воспитания такое несметное множество, но они очевидно не востребованы в непосредственном процессе, существуя лишь как "нагрузка" в общей "страстной" занятости "достижениями успехов".
Надо говорить именно о критерии психической энергии, не стесняясь ставить цели очищения и просветления всего процесса обучения. (Не сентименты, но целенаправленное "привлечение" наиболее светлой образности, высоких идей, изучение Основ Бытия, в свете которых детям могут быть понятны смыслы и цели труда и творчества.)
Люди обладают гораздо большей восприимчивостью, чем принято считать, и только ставший для многих привычным цинизм в отношении наиболее значимых явлений может диктовать такие "отговорки", как: "Кто знает, светлое или тёмное?" – Все знают, все чувствуют, где возносящий сознание свет мысли, а где погружающая в хаос и разложение грубость.
Если говорить о чуткости к Пространству, то в музыкальном образовании внимательности, а заодно и обретению комплекса профессиональных навыков, может служить импровизация, которой надо обучать каждого ученика-музыканта. Импровизация может стать осмысленным выражением тех настроений и мыслей, которые ощущаются как гармоничные текущим ритмам, с целью найти наиболее возвышенное выражение, ощутить и выразить высокие уровни "востребованных Жизнью" мыслей и устремлений. Неважно, если попытки будут неуклюжими. При уважении к качеству приоритеты сейчас – именно качество мыслей, мотивов, стремлений.
Надо поощрять чуткость, искренность, сердечность, возвышенность. Даже менее профессионально выраженный образ, но возвышенный и искренний, важнее (особенно в настоящее время), чем самая виртуозно "выраженная", но упрощённо обыденная мысль, поверхностное чувство, яркая сентиментальность эмоций.
Когда начинается уборка помещения, то сначала беспорядок будто бы усиливается. Так во всём. Пусть внешнее качество временно ухудшится, но это только временно; зато, очищая и возвышая мысль (поднимая внутренне качество), получаем новую, настоящую виртуозность качества во всём.
Успешность – то, что так ценит мир уходящий, Новый Мир явится в преображённом, светоносном качестве; и в обновлённом представлении о том, что такое настоящие, а не иллюзорные успехи и достижения. Пусть никто не побоится быть непонятым и обратит своих сотрудников, коллег и подопечных к этой необходимой сейчас, буквально "как воздух", задаче – повышение вибраций психической энергии – обретение внутреннего качества. Пусть эта задача станет главной во всех трудах. (О формах и методах на уроках и в организации учебного процесса – материалы на нашем сайте "ЖИВАЯ ШКОЛА".)
05 марта 2025 года
